Отдел продаж 8(999)897-92-82
Медицинский центр 8 (999) 897-92-62
Обучение 8(999)897-92-91
Статьи о лечении и уходе за волосами

Биология волос

Жизнь волос на всех этапах находится под контролем гормонов (от греч.«возбуждать, приводить в движение»), так что вовсе не случайно то, что волосы чувствительны практически к любым нейроэндокринным нарушениям. Лечение волос не даст положительного эффекта, если гормональный фактор не будет учтен. Именно поэтому мы решили посвятить отдельную главу нейроэндокринной регуляции волос.

2.5. Инсулин и инсулиноподобные факторы роста

Инсулин — гормон пептидной природы, образуется в бета-клетках островков Лангерганса поджелудочной железы. Основное действие инсулина заключается в снижении концентрации глюкозы в крови. Инсулин увеличивает проницаемость плазматических мембран для глюкозы, активирует ключевые ферменты гликолиза, стимулирует образование в печени и мышцах из глюкозы гликогена, усиливает синтез жиров и белков.

Кроме того, инсулин подавляет активность ферментов, расщепляющих гликоген и жиры. То есть, помимо анаболического действия, инсулин обладает также и антикатаболическим эффектом. Нарушение секреции инсулина вследствие деструкции бета-клеток — абсолютная недостаточность инсулина — является ключевым звеном патогенеза сахарного диабета 1-го типа. Нарушение действия инсулина на ткани — относительная инсулиновая недостаточность — имеет важное место в развитии сахарного диабета 2-го типа.

В исследовании Philpott M.P. с соавт. (1994) показано, что инсулин является стимулятором роста волос in vitro в диапазоне концентраций 0,01–100 мкг/мл. Максимальные темпы роста волосяного фолликула наблюдались при концентрации инсулина 10 мкг/мл. Волосяные фолликулы в отсутствие инсулина или при его физиологических уровнях преждевременно входили в фазу катагена. Инсулиноподобные факторы роста IGF-I и IGF-II не производили значимого эффекта на рост волосяного фолликула в присутствии 10 мкг/мл инсулина. Однако картина менялась, если инсулин отсутствовал, — в этом случае IGF-I и IGF-II стимулировали рост волосяного фолликула. При этом IGF-I становится даже более мощным фактором роста, чем сам инсулин.

В клинической практике стоит обратить внимание на связь андрогенетической алопеции с метаболическим синдромом, ключевую роль в развитии которого имеет избыточная секреция инсулина на фоне низкой чувствительности клеток к этому гормону. Впервые этот синдром описал американский ученый Джеральд Ривен. В конце 1980-х гг. Ривен обосновал существование синдрома резистентности к инсулину, определяющего сопутствующее развитие артериальной гипертензии, сахарного диабета 2-го типа, дислипидемии и атеросклероза.

В 2003 г. опубликованы данные популяционного исследования, проведенного финскими исследователями: женщины с алопецией 2–3-й стадии по Людвигу достоверно чаще имели признаки инсулинорезистентности (висцеральное ожирение, уровень инсулина свыше 10 mU/l, микроальбуминурия) в сравнении с контрольной группой. Сделан вывод, что женщины с маркерами инсулинорезистентности подвержены значимым рискам развития алопеции (Matilainen V., et al., 2003).

Спустя 3 года работа была продолжена, на этот раз в исследовании участвовало 245 мужчин в возрасте 63 года. Анализ данных показал, что достоверно чаще облысение имели мужчины, у которых диагностирована артериальная гипертензия. Гиперинсулинемия и инсулинорезистентность диагностированы у 61% мужчин с андрогенетической алопецией против 49% без алопеции.

Еще более убедительные данные показаны в исследовании Ahouansou S.A. с соавт. (2007), выявившем аналогичную взаимосвязь, — 82% мужчин с артериальной гипертензией имели облысение, в то время как в группе с нормальным артериальным давлением алопеция отмечалась у 56%.

Достоверная корреляция между андрогенетической алопецией у женщин и наличием коронарной патологии, часто развивающейся на фоне инсулинорезистентности, показана в исследовании Mansouri P. с соавт. (2005).

Была отмечена связь между повышенной активностью 5α-редуктазы и резистентностью к инсулину как у мужчин, так и у женщин (Tomlinson J.W., et al., 2008).

Хорошо известно, что у женщин инсулинорезистентность имеет выраженную ассоциацию с синдромом поликистозных яичников (наиболее частая причина функциональной гиперандрогении у женщин), при котором, помимо системной гиперандрогении, ановуляции, метаболических нарушений, отмечается избыточная активность 5α-редуктазы и, как правило, присутствует андрогенная алопеция, акне и гирсутизм (рис. I-2-3) (Burghen G.A., et al., 1980; Dunaif A., Hoffman A.R., 1988; Tsilchorozidou H., et al., 2002).


Рис. I-2-3. Связь инсулинорезистентности и гиперандрогении


Страница 5 - 5 из 8
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все
Подпишитесь на новости

В помощь покупателю