Отдел продаж 8(999)897-92-82
Медицинский центр 8 (999) 897-92-62
Обучение 8(999)897-92-91
Статьи о лечении и уходе за волосами

Биология волос

Жизнь волос на всех этапах находится под контролем гормонов (от греч.«возбуждать, приводить в движение»), так что вовсе не случайно то, что волосы чувствительны практически к любым нейроэндокринным нарушениям. Лечение волос не даст положительного эффекта, если гормональный фактор не будет учтен. Именно поэтому мы решили посвятить отдельную главу нейроэндокринной регуляции волос.

2.3. Пролактин

Пролактин входит в семейство близких по строению гормонов, к которому относятся также гормон роста и плацентарный лактоген. Предполагается, что все они произошли от общего гена-предка около 500 млн лет назад. К настоящему времени описано более 300 различных функций пролактина, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого гормона в поддержании гомеостаза организма (Harris J., 2004).

В методическом пособии для врачей под редакцией Мельниченко Г.А. приведены следующие сведения. Гиперпролактинемия — это повышение уровня пролактина сыворотки крови. Она является наиболее частым биохимическим маркером гипоталамо-гипофизарной дисфункции, с которой сталкиваются в клинической практике эндокринологи. Хотя пролактиномы представляют около 40% всех новообразований гипофиза, не только они являются причиной гиперпролактинемии.

Повышенная секреция пролактина может наблюдаться при различных клинических и физиологических состояниях, во время приема некоторых лекарственных препаратов. Так, при беременности и лактации, после манипуляций на молочной железе, при гипотиреозе, стрессовых ситуациях, физических нагрузках, голодании, при приеме нейролептиков, антидепрессантов, эстрогенов, на фоне употребления большого количества пива, после оргазма уровень пролактина функционально повышается до 27–200 нг/мл. Синдром гиперпролактинемии — это сочетание гиперпролактинемии и нарушений менструального цикла, бесплодия, галактореи у женщин, снижения либидо и потенции у мужчин. Данный синдром также носит название гиперпролактинемического гипогонадизма и у женщин — синдрома персистирующей галактореи-аменореи.

Дерматологи нередко встречаются с кожными проявлениями избытка пролактина — себореей, акне, гирсутизмом, выпадением волос. Рецепторы пролактина достаточно широко экспрессируются в коже (Ouhtit A., 1993), преимущественно клетками волосяных фолликулов.

Установлено, что пролактин обладает мультифункциональным, цитокиноподобным и нейромедиаторным эффектами на различные функции клеток кожи. Связываясь со своими специфическими рецепторами в коже, модулируя высвобождение цитокинов и факторов роста мезенхимальными клетками, пролактин осуществляет свое регулирующее действие на иммунную систему кожи и пролиферацию эпителия (Slominski A., Wortsman J., 2000). Важной функцией пролактина в коже является его действие как иммуномодулирующего агента стрессового ответа (Clevenger C.V., 1998; Arck P.C., 2006).

Пролактин вовлечен в патогенез таких заболеваний, как псориаз, алопеция, стресс-индуцированные дерматозы (Paus R., et al., 1991; Foitzik K., et al., 2008). О возможной вовлеченности ПРЛ в патогенез псориаза косвенно свидетельствует и тот факт, что назначение бромокриптина (агониста дофамина, который угнетает секрецию пролактина гипофизом) пациенткам с псориазом и пролактиномой не только снижал уровень ПРЛ в крови, но и приводил к явному клиническому улучшению течения псориаза (Sánchez Regaña M., et al., 2000).

Пролактин оказывает значимое влияние и на пилосебацейный комплекс, о чем свидетельствует развитие гирсутизма и себореи при гиперпролактинемии у женщин. В основном эффекты пролактина опосредованы стимуляцией продукции андрогенов надпочечниками (Glickman S.P., et al., 1982). Однако Wielgosz и Armstrong еще в 1977 г. продемонстрировали достоверное увеличение массы сальных желез под действием пролактина у крыс, доказав тем самым его прямое себотропное действие. Влияние пролактина на сальные железы подтверждает и то, что в ряде случаев угревая болезнь ассоциируется с идиопатической гиперпролактинемией в отсутствие каких бы то ни было нарушений андрогенового статуса (Fitzpatrick T.B., et al., 1993; Foitzik K., et al., 2005).

Роль пролактина в регуляции цикла роста волос у человека до конца не ясна. Гиперпролактинемия, помимо характерных для этого состояния аменореи и бесплодия, в ряде случаев опровождается появлением вульгарных угрей, гирсутизмом и усиленным выпадением волос, сходным по характеру с андроген-зависимой алопецией. Это может быть связано с тем, что пролактин способен повышать синтез андрогенов, хотя, как было показано in vivo и in vitro, он одновременно снижает активность 5α-редуктазы (Serafini P., Lobo R.A., 1986). Тем не менее имеются данные, что у мужчин с ранним облысением (до 30 лет) нередко обнаруживаются субнормальные уровни сывороточного пролактина (Starka L., et al., 2004), а у женщин телогеновое выпадение волос может быть проявлением побочного действия бромокриптина — дофаминергического ингибитора гипофизарной секреции пролактина (Sinclair R.D., et al., 1999). Наконец, гиперпролактинемия нередко ассоциирована с потерей волос по андрогенетическому типу и гирсутизмом у женщин (Schmidt J.B., et al., 1991; Schmidt J.B., 1994).

С другой стороны, нельзя исключить, что наблюдаемые эффекты пролактина на волосяные фолликулы осуществляются отчасти и непрямым путем, например через уже установленное действие пролактина на метаболизм периферических андрогенов. Обычно волосяные фолликулы затылочной зоны не чувствительны к действию таких гормонов, как андрогены. Но пролактин способен индуцировать катаген даже в этой гормон-независимой зоне скальпа.

Инкубация органной культуры человеческих волосяных фолликулов в условиях высокой концентрации пролактина в среде (400 нг/мл) приводит к отчетливому угнетению роста волос и стимуляции преждевременного вхождения волосяных фолликулов в фазу катагена, что сопровождается снижением пролиферации и увеличением апоптоза кератиноцитов волосяной луковицы (Foitzik K., et al., 2005). Эти данные проливают свет на механизмы развития алопеции при синдроме гиперпролактинемии у больных с пролактиномой.

Волосяные фолликулы не только экспрессируют функциональные рецепторы пролактина, но и сам гормон. Учитывая, что в среднем на теле человека находится около 5 млн волосяных фолликулов, суммарно они могут быть значимым источником пролактина.

Предполагается, что имеются и обратные сигналы от клеток кожи, которые модифицируют высвобождение пролактина гипофизом. В результате формируется замкнутая саморегулирующаяся система между центральной нервной системой и кожей. Но чтобы в этом убедиться наверняка, требуется дальнейшее изучение роли пролактина в биологии кожи, например при сравнении его действия в здоровой и в патологически измененной коже; сравнение доли пролактина в системном кровотоке, выделяемого волосяными фолликулами и гипофизом.


Страница 3 - 3 из 8
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
Подпишитесь на новости

В помощь покупателю